«Деловой Петербург». Как заработать, отправив шведов в Сибирь.

Географы Андрей Крусанов и Михаил Самарский создали компанию, которая организовывает приключенческие туры для иностранцев. После того как предприниматели начали работать и с российскими туристами, оборот компании достиг 25 млн рублей в год.

Как заработать, отправив шведов в Сибирь.«Компания появилась без всякого бизнес–плана», — рассказывает Андрей Крусанов, совладелец турфирмы «Географическое Бюро» . В 1989 году, когда он и Михаил Самарский, выпускники географического факультета СПбГУ, создали «хозрасчетное подразделение университетского Интерцентра», они планировали организовывать в России практику для иностранных студентов. С большим трудом предприниматели раздобыли пишущую машинку с латинским шрифтом и разослали 100 писем в иностранные компании. Ответ получили только один — от британской фирмы, которая не собиралась отправлять никого на практику, зато планировала экспедицию на Эльбрус. Андрей и Михаил взялись организовывать экспедицию, так определился профиль их будущей фирмы — экскурсии по России для иностранцев.

Получив первую прибыль, предприниматели купили факс за $800, а работали в арендованной квартире. Настоящий офис появился у фирмы только в 1995 году. Сейчас оборот компании — 25 млн рублей в год, в штате работают восемь сотрудников. Несколько лет назад фирма начала работать также и с российскими туристами, для них организовывают туры в Марокко, Непал, Эквадор, на Камчатку. Поездки чаще всего «палаточные», условия походные, а гидами нередко являются сами владельцы фирмы.

У клиентов–европейцев популярностью пользуются туры по старообрядческим деревням России, поездки в Сибирь и в Якутию зимой. Шведы и англичане во время отдыха с удовольствием работают на огородах, косят траву и живут в избах. «В Европе у людей есть представление о приключенческом туризме, — рассказывает Андрей Крусанов, — а нашим соотечественникам это пока в новинку. Многие, приехав, например, в горы Непала, спрашивают, где можно принять душ». Правда, предприниматель тут же добавляет, что нередко горе–путешественники становятся со временем самыми верными клиентами, не смущаясь отсутствием душа и тем, например, что в российской глубинке иногда в «кафе» чай подают в баночках из–под майонеза.

В год компания принимает более 400 туристов, в основном они приходят по рекомендации знакомых. «Мы поздно вышли на российский рынок, и большую часть дохода нам приносит работа с иностранцами. Однако рынок внутреннего туризма растет: у россиян появились средства на отдых, и многие устали от пляжей», — поясняет Андрей Крусанов, добавляя, что ООО «Географическое бюро» — скорее туроператор и продажами компания занимается мало.

Полный текст этой статьи опубликован в газете «Деловой Петербург» № 102 (4071) от 17.06.2014 (печатная и электронная версии).